Показать меню

3-урок

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ (ПРЕАМБУЛА)
ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ

n Водитель при движении постоянно контролирует ряд параметров, подсказывающих ему выбор правильного поведения на дороге (помогающих принять правильное решение на дороге):
1. Классификация дороги:
- характеристика населенного пункта (белый или синий знак с названием н.п.) - диктует скоростной режим движения);
- характеристика проезжей части (покрытие, количество полос, разметка постоянная белая и временная - оранжевая, потенциально опасные зоны : перекресток, переезд, остановки, жилая зона и т.д.) - порядок движения.
2. Расположение знаков на дороге подсказывает правильные направления движения:
- информационные знаки;
- запрещающие и другие знаки, в том числе повторяющиеся (кроме знаков приоритета);
- временные знаки - обладают приоритетом перед остальными.
3. Характеристика перекрестка (т.е. проезд сложного участка):
- нерегулируемый (равнозначные или неравнозначные дороги, когда имеет значение помеха справа, знаки приоритета и т.д.).
- регулируемый (светофор или регулировщик);
4. Приоритет т.с.:
- спец. т.с. с синим проблесковым маячком и сиреной, включаемой при затрудненном проезде;
- трамваи (при нахождении в равных условиях) - III из-за отсутствия тока в проводах на середине Х;
- участники движения, обладающие приоритетом (например, моторизованная или пешая колонна);
- другие участники движения.

n Большое количество знаков рассеивает внимание водителя (при движении за 1 мин глаза водителя фиксируются в 700 точках), поэтому в сечении дороги устанавливается не более 3-х знаков вновь вводимой информации (без учета повторяющихся знаков, чередующихся в н.п. через 25 м, а вне н.п. - через 50 м).
n Временные знаки устанавливаются переносными с расположением, как на линии разделения потоков, так и на обочине.
n Уровни главенства при проезде перекрестка (know how) - V:
4 уровень - регулировщик
3 уровень - временные знаки
2 уровень - светофор
1 уровень - знаки приоритета
Каждый последующий уровень отменяет все предыдущие.


ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ

n Знаки 1.1, 1.2, 1.5-1.33 устанавливаются в зоне с ограниченной видимостью: в н.п. - за
50-100 м до опасного участка, а вне н.п. - за 150-300 м.
n При невозможности установки предупреждения, знаком с табличкой 8.1.1 указывается
расстояние до начала действия. Зона действия знака указывается табличкой 8.2.1, а
направления и расстояния - 8.1.3 и 8.1.4.
n Вне н.п. знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 дублируются за 50 м до опасного участка.

1.1 остановка т.с. за 5 м до шлагбаума (место, резервируемое для скорой помощи).
1.2 остановка т.с. за 10 м до первого рельса (в месте установки знака 2.5).
ь Знаки установлены на федеральной дороге вне зоны отчуждения (10 м от крайнего
рельса), принадлежащей МПС.
1.3 необорудованные переезды (1. - обязательный контроль стороны ушедшего поезда, т.к. возможно его возвратное движение; 2. - контроль обеих сторон железной дороги).
1.4.1-1.4.3 вне н.п. справа от переезда с наклоном полос к проезжей части. С тремя полосами - за 150-300 м, с двумя - за 100 м и одной - за 50 м.
1.4.4-1.4.6 вне н.п. слева от переезда.
1.5 приближение к трамвайной линии, которая пока не видна (ограниченная видимость < 50 м), и где трамвай может оказаться в приоритетных условиях.
1.6 на перекрестке приоритетом обладает т.с. справа от нас (помеха справа). Это основной принцип движения на дороге (сидя в т.с. слева, мы хуже видим вправо из-за мертвой зоны за правой угловой стойкой + анатомия глаза). Знак «говорит» о Х в зоне ограниченной видимости или стоит в случае, когда статус грунтовки «поднят» до дороги равного значения. Т.е. стоит перед Х с отменой движения по приоритетам или знакам приоритета.
1.7 на круговом Х предстоит поворот из крайней правой в крайнюю правую полосу с обязательным включением правого поворотника - VI.
1.8 светофор в зоне с ограниченной видимостью или сразу за поворотом.
1.9-1.10 приоритет т.с., двигающихся из-под этих знаков и покидающих узкие участки дорог.

1.11-1.12 закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью (м.б. табличка 8.2.1 по протяженности сложного участка). Перед опасными (крутыми) поворотами следует снизить скорость. F=mV2/R. Исключить занос, сглаживая траекторию движения, помогает вход в правый поворот от левой стороны полосы (или от осевой линии), а в левый - от правой стороны полосы (края проезжей части или обочины). Включение поворотника не обязательно. При движении т.с. с прицепом следует учитывать его смещение к центру поворота. Парковка не ближе 100 м вблизи поворота, не закрывая его обзор и не представляя угрозу столкновения.
1.13 1) водитель обязан пропустить поднимающуюся машину, движение которой всегда затруднено; 2) снизить скорость, применив двойное торможение: чтобы не перегружать и не перегреть тормозные колодки с потерей эффективности торможения предварительно понизить передачу (чем круче спуск, тем ниже передача), произведя торможение двигателем.
1.14 крутой или затяжной подъем, на котором заранее выбираем II или III передачу. 1) на подъеме нельзя менять передачу, чтобы не заглох двигатель; 2) запрещен обгон в конце подъема с выездом на полосу встречного движения (ограниченная видимость); 3) запрет остановки ближе 100 м за переломом дороги, т.е. на участке с ограниченной видимостью.

Ш Знаки 1.13 и 1.14 м.б. установлены непосредственно на подъемах и спусках, если
те следуют друг за другом.

1.15 дорога с низким коэффициентом сцепления (Ксц < 0,4, когда обычно это 0,8) колес и покрытия (м.б. табличка с синей снежинкой типа 8.5.1). Снижение скорости, увеличение дистанции и запрет обгона. Установка в местах некачественного асфальтового покрытия или на мостах, где покрытие из-за большой влажности промерзает в первую очередь.
1.16 на дороге с ухабами (выбоинами, просадками) на подвеску действуют динамические нагрузки, вызывая вибрацию на т.с., и возникает «виляние» колес за счет люфта сопрягающихся деталей в рулевом управлении. Это может сделать т.с. неуправляемым. Для обеспечения безопасности скорость легковых т.с. ограничена 50 км/ч, а грузовых - 40 км/ч.
1.17 искусственная неровность на дороге ("лежачий полицейский”) для принудительного снижения скорости перед детскими, учебными заведениями и т.п. (дублируется знаком 5.20).
1.18 впереди ремонт дороги, где скорость гравия, летящего из-под колес, может достигать 150 км/ч (может выбить стекла или повредить кузов). Снизить скорость, увеличив дистанцию между т.с. (расстояние между капотом и багажником т.с. в одном направлении движения). Принять т.с. правее, увеличив интервал (расстояние между бортами т.с. по всей ширине проезжей части). Запрет обгона. М.б. табличка 8.2.1. Уберечь стекла и кузов позволяет движение по образовавшейся утрамбованной колее или обочине, где меньше камней.
1.19 съезд на обочину опасен, н-р, на краю оврага, спуска к реке (дублирует табличку 8.12), когда обочина не соответствует требованиям ГОСТ для осуществления парковки.
1.20 приоритет т.с. на правой полосе, у которого нет помехи справа (1.20.1), или - т.с., двигающегося в прямом направлении. Эти же принципы действуют и при маневрировании - VII.

1.21 1). из-за дорожных работ встречные потоки последовательно двигаются по свободной полосе или проезжей части (перестраивающиеся т.с. двигаются по крайней правой полосе с БСФ / ПТФ - в дневное время), т.е. м.б. в местах установки знака 6.19.2; 2). с улицы одностороннего движения за перекрестком попадаем на улицу с двусторонним потоком.
1.22 внимание к пешеходам на ПП в зоне с ограниченной видимостью или за поворотом.
1.23 повышенное внимание вблизи детских и учебных учреждений (из-за непредсказуемости детского поведения) и ограничение скорости. Запрет парковок, ограничивающих обзор, и обгона. М.б. табличка 8.5.4 о времени действия. В н.п. знак м.б. повторен за 50 м и непосредственно в начале опасного участка.
1.24 приоритет т.с., пересекающего велодорожку под прямым углом, имеющего лучший обзор дороги и двигающегося с большой скоростью, а затем - велосипеда перед поворачивающими т.с.
1.25 при краткосрочных работах за 50 м или за 10-15 м (м.б. непосредственно на ограждении, или в н.п. повторен непосредственно в начале опасного участка). Снижение скорости проезда, т.к. на дороге может оказаться инструмент и оборудование. Движение может определяться оранжевой временной разметкой.
1.26 часто временный (на проезжей части при прогоне скота).
1.27 в заповедных зонах, где появление зверей потребует внимания от водителя. Снижение скорости. М.б. с табличкой 8.2.1 по зоне действия.
1.28 м.б. с табличкой "тихий ход” там, где шум двигателя может вызвать лавину или обвал.
1.29 при выезде с защищенного от ветра участка сильный боковой ветер опасен давлением на развитую боковую поверхность т.с. Снижение скорости и готовность к отклонению т.с. от прямолинейного движения. Избежать «увода» т.с. помогает небольшой поворот передних колес к направлению ветра. Необходим на горных перевалах, мостах, вдоль ущелий и рек.
1.30 опасность для водителя, возникающая за счет своей внезапности, при движении по дорогам вблизи аэродромов, где летательные аппараты проходят на низкой высоте.
1.31 на участке с ограниченной видимостью въезда в тоннель (когда въездные порталы становятся видны с расстояния < 150 м) без искусственного освещения. Дополняется табличкой 8.2.1 перед извилистым тоннелем, когда из-за поворотов, меняющихся габаритов и перепадов уровней можно не увидеть конец тоннеля. Двигаемся с БСФ или ДСФ в зависимости от разрешенной скорости в месте расположения тоннеля.
1.32 предупреждение об участке с образовавшимся затором (м.б. применение на знаке с изменяемым изображением, дающим также информацию по объезду).
1.33 впереди участок с непредусмотренными другими знаками опасностями (выступы скал при въезде в тоннель, не огражденные обрывы, места появления тумана и т.п.).

ВОПРОС-ОТВЕТ