Показать меню

Ходовая часть

Ходовая часть автомобиля состоит из передней и задней подвесок и колес с шинами. Подвески служат для смягчения и поглощения ударов, воспринимаемых колесами от неровностей дороги, и обеспечения плавности хода автомобиля. Они бывают независимые и зависимые (рис. 30, а, б). При независимой подвеске колеса одной оси имеют возможность совершать вертикальные перемещения независимо друг от друга. При зависимой подвеске перемещение одного колеса оси зависит от перемещения другого колеса.

Передняя подвеска. На всех легковых автомобилях подвеска передних колес независимая, с поперечными рычагами. В качестве упругих элементов применяются цилиндрические пружины и гидравлические телескопические амортизаторы. На большинстве переднеприводных и некоторых заднеприводных автомобилей (ВАЗ-2109...-2112, ВАЗ-2115, «Ока», «Москвич-2141», Иж-2126) применяется независимая передняя подвеска типа «качающаяся свеча» (рис. 30, в). В ней цилиндрические пружины 1 и телескопические амортизаторы 4 объединены в направляющие пружинные стойки.

С целью облегчения управления и сохранности шин передние колеса автомобиля должны иметь определенные углы установки (рис. 31). Ось поворота 3 колеса не строго вертикальна, а имеет продольный и поперечный наклон. Угол поперечного наклона 3 (рис. 31, а) задается конструкцией кузова и подвески автомобиля, угол продольного наклона у (рис. 31,6) подлежит регулировке. Также регулируются углы наклона плоскости 2 вращения колеса по отношению к вертикали (угол развала а, см. рис. 31, а) и по отношению к направлению движения автомобиля (схождение, рис. 31, в). Величина схождения может быть измерена как разность расстояний между передними и задними частями колес

Углы установки передних колес определяются производителем автомобиля и могут меняться при износе или повреждении элементов подвески, кузова или колес. При этом управлять автомобилем становится все труднее, он перестает «держать дорогу», начинает рыскать, медленнее восстанавливает прямолинейное направление движения после поворота. При появлении этих признаков углы установки колес следует незамедлительно проверить и при необходимости отрегулировать на станции технического обслуживания. Регулировка проводится только после замены всех неисправных или изношенных элементов подвески, а также при номинальном давлении в шинах и оговоренной производителем загрузке автомобиля.

Задние подвески также могут иметь независимую конструкцию, но чаще выполняются зависимыми. В качестве упругих элементов в задних подвесках применяются цилиндрические пружины и гидравлические телескопические амортизаторы. На автомобилях старых конструкций («Волга», «Москвич-2140», Иж-412), а также повышенной грузоподъемности (Иж-2717) в качестве упругих элементов применяются рессоры.

Амортизаторы. Предназначены для повышения плавности хода автомобиля и гашения колебаний колес относительно кузова при деформации пружин или рессор подвески. На легковых автомобилях применяются телескопические гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

Амортизатор (рис. 32) представляет собой рабочий цилиндр 2, в который помещен поршень 5, закрепленный на штоке 4. В поршне выполнены калиброванные отверстия 6. Рабочий цилиндр заполнен амортизаторной жидкостью. Верхним концом амортизатор крепится к кузову, нижним — к рычагу передней подвески либо к одному из элементов задней подвески. При вертикальных колебаниях кузова поршень 5 периодически перемещается штоком вниз (ход сжатия) или вверх (ход отдачи), при этом гидравлическое сопротивле-

ние жидкости, возникающее при протекании жидкости из одной полости рабочего цилиндра в другую через калиброванные отверстия 6, препятствует мгновенному перемещению поршня. В результате вертикальные перемещения колеса при ходе подвески и колебания кузова замедляются. Для повышения сопротивления амортизаторной жидкости в конструкцию амортизатора может быть встроен резервуар со сжатым газом. Такие амортизаторы называются газовыми или газонаполненными.

ВОПРОС-ОТВЕТ