Показать меню

Ведущий мост

У автомобилей с классическим приводом вращение передается от ведомого вала коробки передач на ведущие колеса через карданный вал 4 (см. рис. 20) и ведущий мост 9.
Карданная передача предназначена для передачи вращения от вала коробки передач к валу ведущего моста, оси которых могут смещаться при движении. Карданные шарниры, расположенные по краям вала, позволяют передавать вращение от вала коробки передач на ведущий вал 6 главной передачи под некоторым углом.

Ведущий мост заднеприводного авт о м о б и ля состоит из главной передачи и полуосей 10 задних колес. Главная передача включает в себя пару конических шестерен: малую ведущую 7 и ведомую 8 большего размера.

Конические шестерни позволяют передать вращение на ведущие колеса под прямым углом и увеличить крутящий момент или силу тяги на колесах.

На переднеприводных автомобилях главная передача 6 (см. рис. 21) устанавливается в едином корпусе (картере) с механизмом коробки передач 1. От полуосевых шестерен дифференциала 5 получают вращение приводные валы 4 и 7, которые, в свою очередь, вращают колеса 8 автомобиля. На большинстве переднеприводных автомобилей валы коробки передач перпендикулярны направлению движения автомобиля, а шестерни главной передачи выполняются цилиндрическими с косыми зубьями.

На автомобилях с различным типом привода, с главной передачей конструктивно объединен дифференциал. Дифференциал — это устройство, позволяющее ведущим колесам вращаться с разной скоростью и проходить различный путь при движении по неровной дороге или в поворотах.

Коробка (корпус) дифференциала закреплена на ведомой шестерне 2 (рис. 27) главной передачи. В коробке установлены две полуосевых шестерни 3, в которые входят концы полуосей б заднеприводного автомобиля или концы приводных валов переднеприводного автомобиля. На противоположных концах полуосей и валов закреплены ведущие колеса. Таким образом, ведущая ось автомобиля, независимо от типа его привода, оказывается как бы «разрезанной» на две части.

Полуосевые шестерни «связаны» между собой двумя или четырьмя сателлитами 4 — шестернями меньшего размера. Ось 1 (или оси) сателлитов закреплена в коробке дифференциала. Когда автомобиль движется по прямой (рис. 27, а), вместе с ведомой шестерней вращается коробка дифференциала, при этом сателлиты неподвижны относительно полуосевых шестерен, и полуоси, а следовательно, и ведущие колеса автомобиля вращаются с одинаковой частотой. При повороте автомобиля (рис. 27, б) сателлиты 4 поворачиваются на своей оси и полуосевые шестерни получают возможность вращаться с различной частотой. Соответственно, наружное (по отношению к центру поворота) колесо 7 проходит больший путь, чем внутреннее, и наружная полуось вращается с большей скоростью.

На отдельных моделях автомобилей предусмотрены дифференциалы с принудительной или автоматической блокировкой. В тяжелых условиях движения (на песчаных, заснеженных дорогах или бездорожье) такой дифференциал блокируется, «связывая» полуоси. Это позволяет обеспечить тягу на обоих ведущих колесах и успешнее преодолевать трудные участки. На полноприводных автомобилях дифференциалами оборудуются оба ведущих моста. Некоторые полноприводные автомобили оснащаются межосевым дифференциалом, «разрывающим» жесткую связь переднего и заднего мостов и позволяющим передним и задним ведущим колесам вращаться с «индивидуальной» частотой.

Для смазывания шестерен главной передачи и дифференциала, как и для смазывания деталей коробки передач, на автомобилях всех типов применяется трансмиссионное масло. Следует помнить, что главные передачи гипоидного типа (с особым расположением зубьев шестерен — гипоидным) наиболее «требовательны» к уровню качества, чистоте и регулярности замены масла.

ВОПРОС-ОТВЕТ