Показать меню

Колеса и шины

При сцеплении с опорной поверхностью крутящий момент, передаваемый через элементы трансмиссии на ведущие колеса, преобразуется в силу тяги и поступательное движение автомобиля.
В зависимости от места установки на автомобиле колеса могут быть ведущими, ведомыми, управляемыми или ведущими и управляемыми одновременно. При этом все колеса автомобиля одинаковы по конструкции и размеру.

Колесом принято называть металлическую часть в сборе с шиной, так же называют металлическую часть в отдельности. Металлическое (стальное или выполненное из легкого сплава) колесо состоит из диска 1 (рис. 33, а), приваренного или прикрепленного к ободу 2. В диске выполнены отверстия 6 для крепления колеса к ступице при помощи болтов или гаек. Крепежные отверстия имеют определенный профиль, аналогичный профиль имеют прилегающие к отверстиям поверхности болтов или гаек. Элементы крепления всех колес одного автомобиля одинаковы, однако у автомобилей разных моделей они, как правило, различаются.

На переднеприводных автомобилях ступицы передних колес установлены на торцах приводных валов, а ступицы задних колес вращаются на цапфах (осях), прикрепленных к балке задней подвески. На заднеприводных автомобилях цапфы (оси) вращения передних колес прикреплены к поворотным кулакам передней подвески, а ступицами задних колес служат фланцы полуосей. Ступицы всех колес вращаются на подшипниках.

На обод колеса устанавливают пневматическую шину камерной или бескамерной конструкции. При камерной конструкции внутрь шины устанавливают камеру 3 из эластичной резины. Специальный клапан (вентиль 5) позволяет нагнетать внутрь камеры воздух, предотвращая его выход наружу.

Бескамерные шины отличаются от камерных наличием на внутренней поверхности воздухонепроницаемого резинового слоя. Герметичность бескамерной шины достигается плотной посадкой ее на обод. Вентиль, аналогичный по конструкции применяемому на камере, устанавливается в этом случае в специальное отверстие, выполненное в ободе.

Внимание! Установка камеры в поврежденную (выпускающую воздух) бескамерную шину запрещена. Это может привести к перегреву и аварийному повреждению (разрушению) шины во время движения автомобиля.

Автомобильные шины имеют очень сложную конструкцию. Каркас шины составляют прочные текстильные нити или металлическая проволока (такие шины называют металлокордными). В зависимости от расположения элементов каркаса (корда) различают диагональные и радиальные шины. Радиальные шины долговечнее диагональных.

Разница в конструкции шин существенно влияет на поведение автомобиля на дороге. Поэтому производители рекомендуют устанавливать на колеса автомобиля четыре одинаковые шины. В порядке исключения допускается установка пары одинаковых шин на каждую из осей автомобиля. Однако обе пары шин должны быть диагональной либо радиальной конструкции.

В зависимости от рисунка протектора шины подразделяются на летние (дорожные), всесезонные (универсальные), зимние и вседорожные (повышенной проходимости). В зимние шины специальной конструкции могут устанавливаться шипы противоскольжения. Желательно менять шины в соответствии с сезоном, так как зимние шины на сухих твердых покрытиях имеют повышенную шумность, ухудшают характеристики автомобиля, повышают расход топлива и при этом быстро изнашиваются. В то же время шины с летним (дорожным) рисунком практически совершенно непригодны для движения по скользким покрытиям или глубокому снегу.

Шины, устанавливаемые на автомобиль, по размеру и конструкции должны строго соответствовать рекомендациям завода — изготовителя автомобиля. Вся информация о шине содержится в ее маркировке. Она включает в себя размер шины (рис. 33, б), обозначение радиальной конструкции, тип рисунка протектора, указание максимальной скорости и нагрузки, с которыми может эксплуатироваться шина, а также дату изготовления. Обозначение размера шины 165/70R13 содержит сведения о ширине ее профиля (165), отношении высоты профиля Н к его ширине В в процентах (в данном случае 70%), о радиальном расположении нитей корда в каркасе шины (буква R) и размере посадочного диаметра d в дюймах (13). Шины с отношением Н/В менее 80 называются низкопрофильными. Такие шины повышают устойчивость автомобиля, улучшают его управляемость и более долговечны.

Водитель обязан постоянно следить за состоянием шин автомобиля, регулярно проверять давление в них и при необходимости доводить его до нормы, указанной производителем автомобиля или шины. Приспущенное колесо катится плохо (имеет большее сопротивление движению) и может стать причиной увода машины в сторону. Повреждения (проколы) шин и камер следует незамедлительно ликвидировать. Эксплуатация шин с поврежденным каркасом (искривленных или имеющих вздутия на боковинах — «грыжи») запрещена. Замене подлежат также шины, изношенные до остаточной высоты рисунка менее 1,6 мм.

ВОПРОС-ОТВЕТ